Автоперевозчик,
19 марта 2002 г.
Опыт, сын ошибок трудных…
781 просмотр
Проблема страхования в последние годы чаще всего становилась объектом пристального внимания экспертов на российско-белорусских переговорах. Причем обсуждалось не страхование как таковое, а... очередной способ изъятия денег у перевозчиков, которые зарегистрированы за пределами Беларуси. И расходы на обязательное и приграничное страхование на этих переговорах одна из сторон упорно стремилась отнести к принудительным расходам при перевозке. Но не так все просто. Обязательное страхование владельцев автотранспортных средств, введенное в Беларуси два с половиной года назад, как и приграничное страхование, для местных страховых компаний — не источник доходов, а источник проблем. Но — проблем неизбежных. Зачем и для чего осуществляется в Беларуси это страхование? Чтобы разобраться в этой ситуации, мы обратились к директору Белорусского бюро по транспортному страхованию Петру Кучерину.
— Петр Михайлович, когда два с половиной года назад в республике было введено обязательное страхование владельцев автотранспортных средств, какие цели преследовало приграничное страхование?
— Вы ведь изучали Правила дорожного движения? И потому должны знать, что любое транспортное средство — это источник повышенной опасности на дороге. В ПДД это понятие не особо конкретизируется, однако мы все прекрасно понимаем, что автомобиль (а уж тем более — большегрузный!) на дороге опасен. В странах Западной (а теперь уже — Восточной и Центральной) Европы весьма эффективно действует система страхования "Зеленая карта". Наша конечная цель — вступить в "клуб Зеленой карты" и тем самым обеспечить принятые в странах Западной Европы гарантии для участников дорожного движения. Первым шагом на этом пути было подписание Президентом Республики Беларусь указа об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Белорусские страховщики отработали уже полный второй календарный год по этому виду страхования. Автомобилисты с трудом привыкают к страхованию. Однако — привыкают... В прошлом году белорусские страховые компании заключили около двух миллионов договоров о страховании ответственности владельцев автотранспортных средств.
— В чем заключается один из стереотипов советских времен? В том, что страхование— это не благо, а способ изъятия денег у граждан?
— Это было раньше. Но уже давно не существует государственной монополии на страхование, а конкуренция, как известно, неизбежно ведет к повышению качества услуг и снижению их стоимости. В прошлом году белорусские страховщики выплатили страховое возмещение за вред, нанесенный в результате ДТП более 35,7 тыс. потерпевших, 5,2 тыс. заявлений находятся в стадии рассмотрения.
— Возьмем простой пример: у виновника ДТП нет договора страхования, а у потерпевшего — есть. Кто платит?
— В этом случае платит наше бюро. Потому что потерпевший в результате ДТП законопослушный гражданин должен получить соответствующую компенсацию. И меньше всего его волнует, кто — плательщик.
— Бюро платит себе в убыток?
— Конечно же, нет! Такая филантропия нам не по карману.
— Вы хотите сказать, что автомобилисту в Беларуси можно быть виновным и ни за что не отвечать?
— Нет, к виновнику мы предъявим регрессный иск, главное — чтобы потерпевший как можно быстрее получил деньги, необходимые для качественного восстановления транспортного средства. Но коль уж виноват — отвечай... Таких выплат в прошлом году наше бюро произвело 1622.
— То есть — у виновников ДТП не было договора страхования?
— Совершенно верно: в этих случаях ответственность виновников ДТП не была застрахована. Суть заключается в том, что законопослушный гражданин, выполнивший все предписанные законодательством требования, не должен пострадать. А на виновника закладывается штраф (сегодня — в размере 10 минимальных зарплат) за использование автотранспортного средства в дорожном движении без договора страхования гражданской ответственности. Плюс к этому — виновник должен возместить ущерб, нанесенный потерпевшему в результате ДТП. Одним словом, мы пытаемся убедить белорусских и других автомобилистов в том, что гораздо выгоднее своевременно заключить договор страхования, увереннее и спокойнее чувствовать себя на дорогах, чем в критической ситуации оплачивать высокие суммы... Подобные ситуации могут возникнуть и по твоей вине, и не по твоей вине. Тем более что зимой, при гололеде, большегрузную машину может чуть повести, а там и до беды недалеко. Придется свой автомобиль ремонтировать за свои деньги, но ущерб, который ты нанес чужой машине, возместит страховщик.
— Петр Михайлович, максимальная сумма страхового возмещения порой не превышает стоимости двух крыльев современного автомобиля...
— У нас есть выплаты, превышающие 5000 евро: по дорогам республики ездят современные автомобили, стоимость ремонта которых еще недавно казалась заоблачной. Таких выплат немного, но они есть. Впрочем, есть и анекдотичные выплаты — 3-5 долларов: участники ДТП не смогли договориться на месте о ремонте копеечной царапины на двадцатилетней машине, а потому обращаются к эксперту-оценщику, имеющему соответствующую лицензию на осуществление данного вида деятельности.
— Белорусская система страхования переживает период становления. Как Вы считаете, все ли автомобилисты удовлетворены решениями, принятыми белорусскими страховщиками?
— По крайней мере, 95 процентов удовлетворены тем, что существует такой вид страхования, благодаря которому они не остаются на дороге один на один со своей бедой. Но есть и недовольные невнимательным отношением страхового агента к страхователю. Бывает, что агент не объясняет автовладельцу его прав и обязанностей. Нередко мы сталкиваемся и со случаями мошенничества, когда страховые свидетельства оформляются задним числом, или когда дорожное происшествие искусственно инсценируется, чтобы получить страховое вознаграждение. По некоторым из них возбуждены уголовные дела. К счастью, это единичные случаи.
— Вы сказали, что в прошлом году в республике заключено около двух миллионов договоров страхования гражданской ответственности. Вряд ли ими охвачены все транспортные средства в республике.
— К сожалению, это так. Хотя мы очень тесно сотрудничаем с органами Госавтоинспекции, которые жестко контролируют наличие у автовладельцев страховых полисов, страхуют свою ответственность еще не все. Немало сельхозпредприятий, которые, из-за нехватки средств не заключают договоров страхования. Но бывает, что возмещение ущерба, причиненного в результате одного дорожно-транспортного происшествия, совершенного по вине водителя сельхозпредприятия, превышает страховые взносы за страхование всего его автопарка.
— Чем вызваны изменения в порядке страхования, которые Вы внесли на рассмотрение органов государственной власти?
— Тем, что за два года мы наработали немалый опыт, который выявил некоторые недоработки. Со дня на день мы ждем принятия указа президента о внесении изменений в нормативные документы, по которым страховщики осуществляют этот вид страхования. В чем будут заключаться эти изменения? В частности, автовладельцы, которые приобрели автомобиль на льготных условиях (речь идет об инвалидах и некоторых других категориях граждан), теперь будут платить лишь половину страхового взноса. Кроме того, раньше требовалось, чтобы все, кто имеет право управлять автомобилем, должны быть поименованы в договоре страхования. Например, отец выдал доверенность на управление машиной сыну. Или — водитель транспортной компании управляет принадлежащим ей автопоездом. Иначе в случае дорожно-транспортного происшествия страховка считалась недействующей, и мы предъявляли ему регрессное требование на возмещение причиненного ущерба. Теперь же будет достаточно страхования ответственности непосредственно автовладельцем, а сам договор будет автоматически распространяться на всех, кто управляет автомобилем на законных основаниях. Кроме того, теперь не будет выдаваться страховая карточка, которую автовладелец был обязан клеить к лобовому стеклу автомобиля. Есть и еще одно нововведение, которое явно придется по душе владельцам отечественных автомобилей. До сих пор ущерб иномаркам (автомобилям, произведенным в странах дальнего зарубежья), причиненный в результате ДТП, оценивался в валюте, а отечественным автомобилям — в белорусских рублях. Но, к сожалению, далеко не всегда разбор происшествия производится быстро: порой на это уходят месяцы и месяцы. Еще дольше происходит разбирательство в случаях, когда нанесен вред жизни и здоровью водителя и пассажиров: ведется следствие, заводится уголовное дело: тут речь может идти о годе-полутора-двух... А это значит, что инфляция "съедает" немалую часть страхового вознаграждения. В результате автовладелец отечественного автомобиля оказывался в заведомо проигрышной ситуации: на деньги, полученные после длительного разбирательства, он попросту был не в состоянии отремонтировать машину. Теперь же прописана такая норма: если страховщик в течение двух месяцев не выплатил страховое возмещение, то придется платить с учетом инфляции.
— В последнее время появились слухи, что стоимость "Зеленой карты" значительно возрастет...
— Вы всегда верите слухам? Не стоит... Какой стоимость "Зеленой карты" была, такой она и остается. Никакого роста не будет. Сейчас в Беларуси продаются "Зеленые карты" страховых компаний ряда европейских государств: Болгарии, Польши, Германии и т.д. Перевозчик вправе выбирать — приобрести ему страховку дешевле (разумеется, и страховое вознаграждение будет соответственным...) или дороже и чувствовать себя на дорогах Европы достаточно защищенным.
— А чем вызвана разница в страховых системах России и Беларуси?
— Тем, что мы на два с половиной года раньше начали движение к "Зеленой карте". Государственная Дума Российской Федерации одобрила в первом чтении проект Закона о страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Но у россиян пока еще нет того, что есть у нас: "...О, опыт, сын ошибок трудных...". Мы охотно предоставили российским коллегам нормативно-правовую базу, действующую на территории нашей страны. Россияне идут в том же направлении, что и мы. Мы стремимся к тому, чтобы тот же российский, итальянский, немецкий или другой иностранный перевозчик, имея при себе "Зеленую карту", мог бы рассчитывать на возмещение страхового ущерба в случае дорожно-транспортного происшествия на территории Беларуси. Как и белорусский перевозчик, оказавшись на территории любого европейского государства, вправе будет рассчитывать на то же. Страхование гражданской ответственности — это лишь первый шаг на этом пути. Если на майской ассамблее Белорусское бюро по транспортному страхованию будет принято в систему "Зеленая карта", нам еще предстоит заключить двусторонние соглашения с его членами, и наша "Зеленая карта" будет признаваться этими странами, а мы будем признавать их страховки.
— То есть российский, польский, венгерский перевозчик с немецкой "Зеленой картой" сможет пересечь Беларусь безо всяких приграничных страховок?
— Именно так. Но не стоит столь иронично отзываться о так называемом приграничном страховании. Конечно, можно оплату страхового взноса на границе счесть неразумными расходами перевозчика. Задача же, которая стоит перед белорусскими страховщиками, заключается не в том, чтобы ободрать перевозчика, как липку, а в том, чтобы в нештатной ситуации, которая может произойти с ним на белорусской дороге, он не оказался бы беззащитным и беспомощным. Такая практика давно существует в большинстве стран мира, и нам предстоит подтягиваться до ее уровня. Если немецкий водитель попал в аварию, он не очень переживает по этому поводу — с чистой душой идет пить пиво в ближайший бар. А почему? Да потому, что в Германии он страхует практически все риски, связанные с эксплуатацией автотранспорта, а потому финансовые потери ему не грозят. Знаете, сколько тратит средняя немецкая семья на все виды страхования? До восемнадцати процентов совокупного дохода! Береженого и Бог бережет...
— И когда, по Вашему мнению, система "Зеленой карты" начнет полноценно работать на территории Беларуси?
— Если в мае нам удастся наконец-то вступить в европейскую систему "Зеленая карта", то с 1 января 2003 года.
ЖАРКО О.
Вся пресса за 19 марта 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, За рубежом
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
|
Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|